Флора и фауна

Для растительных сообществ характерны постоянные изменения.  В нашем регионе обнаружены окаменелости  папоротников, лепидодендронов, каламитов, сигиллярий. Все они из каменноугольного периода.  Даже третичная флора  достаточно сильно отличалась от современной. Сейчас в лесах Лабинского района встречаются лишь отдельные представители той далекой эпохи: бирючина, лещина и кизил обыкновенные, сосна крючковатая, рододендрон понтийский, черника кавказская. В изолированных местообитаниях сохранились заросли самшита и тиса.  Другие виды либо исчезли совсем, либо не смогли занять свои прежние экологические ниши после глобальных катаклизмов. Широко представленные ранее скумпии, грецкий орех вымерли и были повторно занесены  уже рукотворно. Великие похолодания способствовали заселению  региона степной, пустынной и даже арктической растительностью. Реликтами последнего ледникового периода   стали торфяные болота, где встречается сабельник болотный, вахта трехлистная.

К наиболее распространённым  семейством относятся сложноцветные — 15% видов от общей численности. Далее  идут  губоцветные и злаки – по  7,5%, розоцветные – 5,8%, бобовые – 4,5%, крестоцветные — 3,7%, лютиковые и норичниковые – по 3,5%, зонтичные  — 3,2%, линейные —  3,0%.  В некоторых случаях всё семейство состоит из одного вида  (чубушник кавказский). Интересно, что реже всего встречаются растения с синими и голубыми цветами. Обычно они распускаются ранней весной. У большинства же околоцветники пигментированы в жёлтый цвет. Это обусловлено особенностями энергетического обмена между растениями и окружающей средой и их взаимодействием с опылителями.

Известно, что некоторые таксоны возникли в   Кавказских  горах или рядом с ними. В первую очередь это касается плодовых деревьев: яблони, груши и сливы. Но многие виды местной флоры имеют стороннее происхождение. Как же они перебрались к нам? Чаще всего это простое расселение. Растения с помощью семян, корневищ и других органов размножения занимают всё новые  площади до тех пор, пока не достигнут предела  условий своего существования. Иногда распространение  приобретает вид потока. Когда  в степях Центральной Азии начинались засухи, тамошние ксерофиты вытеснялись на периферию. Эффект усиливался за счёт одновременного переселения кочевников со скотом. Так в наши места попало большинство засухоустойчивых форм. Разносятся зародыши жизни и водой. Нынешнее продвижение аморфы кустарниковой вдоль Лабы  связано  с эрозионными процессами в её русле. С помощь ветра  активно захватывают новые территории осоты.

Но важнейшим фактором преобразования природы является  деятельность человека. Причем изменения зачастую имеют крайне нежелательные последствия. Именно таким образом в наш район попали   дурнишник калифорнийский, амброзия полыннолистная, галинсога мелкоцветковая (все родом с американского континента). Но включились они в местные условия по-разному. Если дурнишник прочно занял свою нишу в поймах рек, потеснив аборигенов, то галинсога способна произрастать лишь в условиях интенсивной обработки земли.  Это можно проследить в Ахметовской, Чернореченской и Горном. На заброшенных огородах постепенно исчезает и этот сорняк. Амброзия в данном отношении занимает как бы промежуточное положение. Она   конкурирует с местными видами  на уровне выживания, но обильно произрастает в местах активного земледелия и строительства, по пустырям и свалкам.  Полное одичание культурных растений явление еще более редкое. Например, завезенный в качестве масличной  культуры ваточник сирийский внедрился в определённые  растительные сообщества, и  может существовать самостоятельно. Шалфей мускатный  способен длительно воспроизводиться на некоторых сорных местообитаниях. Однако, вследствие угасания эфиромасличного производства на Вознесенской опытной станции и прекращения подпитки семенами, он медленно исчезает.

Содержание эндемиков в фитоценозах возрастает от равнин к горам, где иногда  достигает 25-35%. Исключение составляют лишь водоемы. Там  состав растительности больше связан  с отдалёнными регионами. Это обусловлено  перелётами птиц, прохождением  по долинам и ущельям коммуникаций, особым микроклиматом в понижениях.  В горах не только сохраняются вытесненные  из низовий представители растительного мира, но и идет активное видообразование. Этому способствует  интенсивная  солнечная инсоляция, повышенная естественная радиоактивность скальных пород, разнообразие рельефа, жёсткие климатические условия.

Последние столетие флора нашего района изменяется с нарастающей скоростью, и пока нельзя предсказать все  последствия этих процессов.  Дошло до того, что от 15 до 20% здешних видов  могут существовать   лишь в сильно изменённых ценозах.  Если снизить антропогенное воздействие на ту или иную территорию, то они просто исчезнут.  Появляются всё новые и новые растения — агрессоры. Они  засоряют земли, несут болезни, служат укрытием для вредителей. Одновременно вымирают целые группы организмов. В конечном счете, любое нарушение природного равновесия приводит к возникновению водной эрозии, сокращению численности диких животных,  потере привлекательности ландшафтов для  туризма.

В мезозойскую  и значительную часть кайнозойской эры большая часть  современной территории района находилась под водой. Об этом свидетельствуют повсеместные находки окаменелостей моллюсков, рыб, акульих зубов.  Лишь 25 миллионов лет назад  из-за движений тектонических плит стали формироваться Кавказские горы. Суши становилось все больше и на ней возникали различные экосистемы. В миоцене здесь водились анхитерии  (предки лошади), динотерии и платибелодоны (отряд хоботных), амфиционы (хищники). Позже, в периоды похолоданий, обитали  мамонты, бизоны, северные олени, пещерные львы и медведи. На них уже охотились древние люди.

Современная фауна  стала намного беднее. Еще  в девятнадцатом веке  здесь водились тарпаны, кавказские лоси, бобры. Из архивов  известно, что в окрестностях станицы Ахметовской обитали огромные змеи (удавы?).  А один лесник  рассказывал мне, что в 30 годы двадцатого столетия во время объезда он стегнул кнутом свернувшуюся огромную рептилию. В ответ получил удар хвостом, сбивший с ног его лошадь.  Внедрялись и новые виды, такие как енотовидная собака, американская норка, толстолобик, белый амур. Совсем недавно в равнинной части стал массово распространяться шакал. Уникальность нашей территории заключается в том,  что здесь соседствуют  степные, луговые и лесные сообщества. Предгорные и горные ландшафты освоены человеком меньше, поэтому здесь обычны кабан, косуля, лань, волк, лиса, заяц, хорь-перевязка, куница, барсук, енот, лесная соня, ондатра.  Встречается рысь, лесной кот и выдра. Изредка в регион заходят медведи.  В пещерах, дуплах, зданиях селятся рукокрылые. Представлены двумя семействами – подковоносы и обычные  летучие мыши. Активны они в тёплый период года, питаются насекомыми. Зимой впадают в спячку. Повсеместно распространены мышевидные грызуны, хомяки, слепыши, кроты. Всего насчитывается более 60 видов млекопитающих.

Благодаря разнообразию природных условий в районе широко представлены птицы: зяблики, щеглы, дятлы, синицы, грачи, сычи, филины, канюки, дрозды, серые вороны, луни, коршуны, орлы, сойки, сороки, удоды, трясогузки, оляпки, куропатки, перепёлки, фазаны  и др. На водоёмах кормятся и выводят птенцов утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, кулики, чомги.  Некоторые пернатые живут у нас постоянно. Тот же  воробей. Ласточки и скворцы проводят здесь лето. А  ушастые совы прибывают сюда на холодный период. Установлено, что они предчувствуют погоду и  весной не улетают до тех пор, пока не исчезнет угроза возврата  морозов. В теплые зимы  у нас остаётся и большое количество водоплавающих.  Человек  очень сильно влияет на популяции птиц, часто радикально изменяет их образ жизни и поведение. Когда-то долина реки Лабы славилась охотой на вальдшнепа, но с вырубкой лесов маршруты его миграций сильно изменились. Черные коршуны приспособились к сезонности в сельском хозяйстве. Когда в предгорья приходит время уборки сои, появляются и огромные стаи этих хищников. Попировав неделю другую на мышах, они вновь исчезают на целый год.

Из змей чаще всего встречаются степная и кавказская  гадюки, обыкновенный и водяной ужи, сарматский и эскулапов  полозы.  Все они, как правило, не опасны для людей. Из пресмыкающихся отмечается ещё и болотная черепаха. Земноводные представлены лягушками, жабами, тритонами, саламандрами.  В Лабе обитает 14, а в Чамлыке 9 видов рыб. В основном это  карповые, окунёвые, щуковые. В горной части сохраняется форель. Наблюдается изобилие членистоногих. По разным подсчетам их вес на одном квадратном километре достигает 20-30 кг. Подавляющее большинство этих существ напрямую с людьми не взаимодействуют. Мы сами делим их полезных и вредных. Те же насекомые дают мед и шёлковую нить, без опылителей невозможно эффективно вести аграрный бизнес. С другой стороны представители отрядов чешуекрылых, жесткокрылых, равнокрылых наносят вред важным для экономики  нашего района сельскохозяйственным культурам. А мухи оводы и комары иногда отравляют нам жизнь при прогулках на чистом воздухе.

Н.Ф. Лысенко

Scroll to top