Литвинов Александр Васильевич

Дата рождения: 6.09. 1954 г. Родился в станице Вознесенской, Лабинского района, Краснодарского края

Образование: высшее — закончил   исторический факультет Кубанского государственного университета.

Стаж педагогической работы — 45 лет в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной   школе № 10  имени воина-интернационалиста Павла Петровича Пидины посёлка Прохладного муниципального образования Лабинский район Краснодарского края.

Заслуженный учитель Российской Федерации.(1993 г.)

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-94»(1994 г.)

Лауреат Премии Президента Российской Федерации(1995 г.)

Лауреат Всероссийского конкурса по реализации идей развивающего обучения в основной школе.(1996 г.)

Победитель Международного конкурса исследователей педагогики мира (1996 г.)

Член редакционной коллегии российского журнала “Народное образование”, г. Москва (с 1996 г.)

Лауреат Всероссийского конкурса  педагогических инноваций.

Награжден медалью Януша Корчака. (2001 г.)

Дипломант Всероссийского конкурса «Хочу учиться!» издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» -(2005)

Награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени (2002 г.).

Призёр Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011»( 2011)

     Член Всероссийского Совета директоров школ (2012)

Лауреат-ПобедительВсероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов» -2016 г.

 

За время работы в школе Александр Васильевич Литвинов показал себя учителем, для которого принципы гуманизации и гуманитаризации являются приоритетными в педагогической деятельности. Он  признаёт за  каждым учеником права на уникальность, внутреннюю свободу, активность и духовность и самое важное то, что им это реализуется в практике работы директора школы и учителя.

Александр Васильевич успешно освоил технологии индивидуального, дифференцированного и проблемного обучения, сам стал автором оригинальных методик и технологических приёмов преподавания, способствующих развитию у учащихся социально-значимых качеств, коммуникативных способностей, созданию здоровьесберегающей среды, интенсивному усвоению большого объёма информации через её понимание.

Отличительной особенностью уроков Александра Васильевича Литвинова является то, что история предстает какживой процесс, преподавание наполнено чувствами, страстями, определенными красками, причем, как принципиально важные события, факты, явления, так и мелкие детали окрашивают человека, каждое время в свой неповторимый цвет.

Учитель стремится показать важность процесса возникновения нравственных норм в становлении человека и при этом умеет мастерски показатьполный драматизма путь человечества.

Всеми способами оживить историю, наполнить её чувствами далеких и близких предков, попытаться понять их проблемы — вотглубочайшая нравственная задача, которую успешно решает на уроках  талантливый учитель Александр Васильевич Литвинов.

Для него важно построить учебный процесс на уроке так, чтобы это было свободное общение детей, так как только при этом условии формируются подлинные знания, убеждения, собственные взгляды.

В творческом арсенале учителя самые разнообразные формы проведения уроков: урок-диспут, урок-конференция, урок-монолог, урок вдвоем, урок-эстафета, урок-практикум, где Александр Васильевич стремится к диалогу с учениками, обмену мнениями, предоставляет им возможность спорить, доказывать, думать иначе.

С 1991 года Александр Васильевич Литвинов активно участвует в движении «Учитель года», становится победителем городского конкурса илауреатом премии Краснодарского крайкома профсоюза работников народного образования и науки «За заслуги в развитии народного образования и воспитании подрастающего поколения».

В 1993 году  ему  присвоено звание «Заслуженный учитель Российской

Федерации».

В 1994 году победил на конкурсе «Учитель года Кубани» и представлял Краснодарский край на конкурсе «Учитель года России» в Москве, где и стал лауреатом Всероссийского конкурса. Представленные на конкурсах авторские разработки были высоко оценены компетентным жюри и рекомендованы к обобщению и распространению как новаторство.

В 1995 году Литвинову Александру Васильевичу в Кремле вручена премия Президента Российской Федерации.

Безусловно, что одним из ярких исследований А.В. Литвинова стало составление им исторических задач и использование их на уроках. Особая доверительная обстановка на уроке способствует проявлению радости учения. Во время решения задач учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задачи дают пищу для ума,  потому что с их помощью создаются ситуации удивления, спора, парадоксальности. Выпущенный в Москве в 1996 году задачник “История становится ближе” стал библиографической редкостью. Задачи вызывают живой интерес у ребят, в них есть  элементы  необычности,  занимательности, таинственности. Задачи составлены по истории России, Древней Греции, Древнего Рима, Египта, Вавилона, Индии, Китая, современной Японии. Особый интерес вызывают задачи по темам “Растения  –  свидетели и участники событий”, “Животные в истории народов мира”. Сейчас учитель работает над продолжением книги. На развитие учащихся влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с глубоким эмоциональным переживанием. В 2004 году в серии «Космическое пространство урока» вышла книга А.В. Литвинова  «Путешествие вокруг себя. Растения», где представлены интегрированные уроки по истории, биологии и географии. Работа получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе в 2005 году.

Созданная А.В. Литвиновым методика иконического моделирования содержания курса истории представляет собой комплексное сочетание слуховых и зрительных восприятий с одновременным участием зрительно-моторной деятельности. Активизация восприятия способствует прочности запоминания.

А. В. Литвинов активно сотрудничает с учеными из Краснодара, Москвы. Санкт-Петербурга, Элисты, Майкопа, Армавира.

Российские журналы “Народное образование”, “Я – сам! Я – сама!”, “Детское творчество”, “Родина”, “Сельская школа”, “Наша школа” за последние годы опубликовали более 100 статей А.В. Литвинова по вопросам преподавания истории и обществознания, организации и совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Он активно участвует в различных профессиональных конкурсах, педагогических фестивалях, методических панорамах. В 1996 году  участвует во Всероссийском конкурсе по реализации идей развивающего обучения в основной школе  и становится лауреатом конкурса. Как победитель Международного конкурса исследователей педагогики мира 1996 года, Александр Васильевич демонстрирует свое мастерство  коллегам во время поездки в Соединенные Штаты Америки. Он считает своим долгом откликнуться на просьбу русских школ  Таллинна, Республики Эстония поделиться своим опытом работы и имеет там колоссальный успех, о чём пишет русскоязычная пресса в материале « Не счесть алмазов…».    В 2007 году по специальному приглашению руководства Республики Южная Осетия Александр Васильевич показывает своё мастерство учителям и директорам школ  в Цхинвале и Джавском районе республики.

Об опыте работы А.В. Литвинова написаны десятки публикаций в городских, районных, краевых газетах, очерки в журнале «Народное образование», « Учительской газете», зарубежной прессе. Материалы его новаторской работы включены в учебник для вузов «Методика преподавания истории», на них ссылаются в своих трудах и приводят в качестве передового опыта ряд известных ученых России.

Государственная телерадиокомпания « Кубань» создала о нем документальный фильм в 1995 году.

С 1996 года Александр Васильевич Литвинов в составе редакционной коллегии старейшего российского общественно-педагогического журнала «Народное образование», член жюри и член экспертного совета  Международного конкурса им А.С. Макаренко.

А.В. Литвинов щедро делится опытом с коллегами, на его авторских семинарах, проведенных в различных уголках России, побывало свыше 12 000 учителей. А.В. Литвинов активно проводит уроки в других школах. За последние годы проведено более 300 уроков в 5-11 классах, уроки и семинары проводились в двадцати двух городах и районах Краснодарского края, Республике Калмыкия,  Подмосковье, Республике Адыгея, Тюменской области, Санкт-Петербурге, Москве,  Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургуте, Республике Ингушетия, Ставрополье,  Республике Якутия, Ленинградской области, на Сахалине и в Приморском крае, Удмуртской Республике, Владимирской области, Республике Татарстан, Екатеринбурге, Челябинске.

 

Умелое сочетание самых различных приемов и методов в преподавании истории, огромная энергия, постоянный поиск позволяет Александру Васильевичу Литвинову работать ярко, самобытно, талантливо.

В течение  тридцати пяти лет Александр Васильевич Литвинов руководил  муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной  школой № 10 посёлка Прохладного Лабинского района Краснодарского края. Он грамотно и высокопрофессионально определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании её работы. Умело координирует и контролирует работу педагогических и других работников школы. При его непосредственном участии в школе сложилась демократическая система управления учебно-воспитательным процессом, где учащиеся и педагоги являются равноправными участниками образовательногопроцесса.

В средней  общеобразовательной школе № 10 создана атмосфера комфортности и доброжелательности, способствующая созданию максимальных возможностей для раскрытия творческих способностей учащихся и учителей.

Этому способствует кропотливая работа педагогического коллектива по изучению социальных условий и нейропсихофизиологических особенностей учащихся, практическому воплощению этих данных в управление учебно –воспитательным процессом.

В школе ведется серьезная работа по реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качеством образования выпускников, соблюдению прав и свобод обучающихся и работников во время образовательного процесса.

А.В. Литвиновым создана и внедрена в практику система работы директора школы, включающая организационно-педагогическую, административную и хозяйственную деятельность руководителя школы. Этому вопросу посвящены были семинары и публикации в журнале “Народное образование”.

Опытом работы школы по поиску, созданию и внедрению в практику воспитательных технологий интересуются многие руководители и педагоги. Массовые мероприятия отличаются красочностью, необычностью, участием практически каждого ученика и педагога в них. Российские и кубанские традиции, обряды стали неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. Частыми гостями клуба старшеклассников стали передовики производства, сельского хозяйства, представители армии и флота, художники, коллекционеры. Ребята встречались с иностранными гостями из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Швейцарии, Республики Корея, Китая, Японии.

3 ноября 2016 года в Краснодаре состоялась церемония награждения лауреатов Общественной награды Краснодарского края «За благоустройство среды обитания». Лауреатом стало Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Прохладного Лабинского района за уникальный экологический комплекс «Сад камней».

В течение последних лет Александр Васильевич Литвинов является членом жюри Всероссийского конкурса “Учитель года”(2002, 2006)  председателем жюри краевого конкурса “Учитель года Кубани”, членом жюри Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»(2006), заместителем председателя жюри Международного конкурса им. А.С. Макаренко (2003-2013) .

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 16 мая 2000 года А.В. Литвинов введен в состав Совета победителей конкурса “Учитель года России” при Министре образования Российской Федерации.

Статьи об Александре Васильевиче Литвинове вошли в I том Большой Кубанской Энциклопедии – Биографический энциклопедический словарь, где включены биографии выдающихся  исторических и современных личностей, прославивших Кубань (2004г.)  и в Энциклопедию «Лучшие люди России», в разделе «Родины славные сыны и дочери» (2003г.)

В 2001 году стал лауреатом Всероссийского конкурса педагогических инноваций, награжден медалью Януша Корчака.

В 2011 году по приглашению Федерального эколого-биологического центра он проводит мастер-класс в Москве для педагогов Центра, а затем участвует в Фестивале «Моя малая родина: природа, культура, этнос» на базе Всероссийского детского центра «Орлёнок», где проводит Тур решения задач по теме «Путешествие вокруг себя. Растения и животные», представляя авторские задачи.

В 2011 году Федеральный эколого-биологический центр в журнале «Юннатский вестник» опубликовал  серию уроков Александра Литвинова «Космодром у школьного порога».

С августа 2011 года по приглашению редакции стал экспертом российского журнала «Директор школы», с 2012 по 2017 год – эксперт Всероссийского конкурса «Директор школы».

12 декабря 2013 года был приглашён в Кремль,где состоялся Торжественный прием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в честь 20-летия Конституции Российской Федерации.

В 2016 году Александр Васильевич представил авторские материалы  в рамках масштабного мероприятия  Всероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов», в которой приняли участие 23332 учителя школ России, из них 776 стали лауреатами, награждён Дипломом Лауреата-Победителя.

Александр Васильевич Литвинов является единственным учителем Краснодарского края, удостоенным звания «Лауреат премии Президента Российской Федерации».

На протяжении всей своей профессиональной деятельности Александр Васильевич Литвинов достойно представлял Краснодарский край, Лабинский район, город Лабинск в различных уголках нашей Родины и за рубежом.

 

Scroll to top