Рудольф Борисович БАРШАЙ, выдающийся российский альтист, композитор и дирижер. Жанр — классическая музыка. Лауреат премии «Граммофон» (1988 г.), Каннской премии за классическую музыку (2003 г.).
Его имя — из первого эшелона звезд отечественной культуры. Родился 28 сентября 1924 года в станице Лабинской, в семье выходца из местечка Свислочь (Могилевская область, Белоруссия) коммивояжера Бориса Владимировича Баршая, которого судьба занесла на Кубань, земли которой были пожалованы высочайшим указом государыни-императрицы Екатерины II за участие в Кавказской войне. В ст. Лабинской он покорил сердце дочери казачьего священника Марии, которая и родила сына. Нарекли его на заграничный манер Рудольфом. Вот как сам Рудольф Борисович вспоминал о том времени, когда его семья проживала в станице Лабинской.
«Мой дед был казачьим священником. Лабинская — это в предгорье Кавказа, горы уже видны, а река Лаба просто изумительная. Край сказочный, незабываемый. Я так по нему скучаю… Когда мне было четыре года, наступило время коллективизации и раскулачивания. А у нас был хороший дом — наследство от деда. У мамы был двоюродный брат, у которого тоже имелся добротный дом. Его посчитали кулаком, выгнали из дома, и всю семью сослали за Урал. А могли и расстрелять, как врага советской власти. Мой отец как узнал об этом, сразу же велел собираться в дорогу. Ехал я в бабушкином платке на груде узлов и вещей. Выехали рано утром, еще затемно. Очень долго добирались до Средней Азии. Так папа, почти по Солженицыну, спас семью. Приехали в Узбекистан. Местные жители отнеслись к нам доброжелательно. Отец работал в хлопководческом совхозе. Его все уважали. Ну, а потом семья перебралась в Баку. В общем детство мое было живописным».
Рудольф еще в детстве увлекся музыкой, выучился игре на скрипке, проявлял в этом недюжинные способности.
В дальнейшем музыкальное образование он получил в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классу скрипки, затем альта. В 1944-1948 гг. обучался в Московской консерватории по классу альта у знаменитого музыканта и композитора В. В. Борковского. У него же Рудольф Баршай окончил аспирантуру.
Его активная концертная деятельность началась после 1949 года, когда на международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште состоялся международный конкурс молодых исполнителей, и Баршай занял на нем второе место. А потом как альтист он выступал с такими знаменитыми музыкантами, как Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович. Играл на альте в первом составе квартета имени Бородина. В 1948-1956 гг. играл в квартете имени Чайковского. В его обширный репертуар входили и собственные транскрипции, в числе которых были переработки альтовой сонаты А. Вивальди в концерт для альта со струнным оркестром и органом.
В 1955 году Рудольф Баршай основал первый в СССР Московский камерный оркестр, которым руководил и дирижировал более 20 лет. С Московским камерным оркестром Баршай впервые исполнил ряд сочинений советских композиторов.
С 1967 года Рудольф Баршай выступал в качестве дирижера, — дебютировал с оркестром Московской филармонии. С первых же концертов оркестр продемонстрировал высокий профессиональный уровень. С успехом проходили его гастроли в Европе и Америке. Московский симфонический оркестр освоил огромный репертуар. Специально для этого оркестра писали музыку многие советские композиторы, в том числе Шостакович, Свиридов, Караев.
В 1977 году Рудольф Баршай переехал в Израиль, где возглавил Израильский камерный оркестр. С ним впервые исполнил четырнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, музыку для камерного оркестра Георгия Свиридова, седьмую симфонию для камерного оркестра и клавесина Моисея Вайнберга, ряд переложений для, камерного оркестра, в том числе сюиту из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Искусства фуги» Иоганна-Себастьяна Баха.
«Западный» период жизни дирижера принес ему всемирную известность. С 1986 года он жил в Швейцарии. Там он выступал с Лондонским симфоническим оркестром и королевским филармоническим оркестром, оркестром «Филармония», Национальным оркестром Франции, оркестром Западногерманского радио, симфоническим оркестром в Токио, возглавлял Ванкуверский симфоническим оркестр, был дирижером Борнмутского симфонического оркестра. В репертуары этих оркестров, благодаря Баршаю, вошли произведения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Франца Йозефа Гайдна, Луиджи Боккерини, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Георга Фридриха Генделя, Вольфганга Амадея Моцарта, Густава Малера.
Баршай считается одним из лучших интерпретаторов Моцарта. Также он был одним из немногих дирижеров, последовательно исполнявшим произведения композитора Александра Локшина. По праву принадлежит к числу лучших авторов переложений и инструментовок в мире. Ему принадлежит ряд известных оркестровок, — так называемых камерных симфоний Дмитрия Шостаковича, а также то, что он считал делом своей жизни — завершение финальной фуги из «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха и завершение Десятой симфонии Густава Малера.
Известен факт, что выдающийся пианист Святослав Рихтер отказывался давать в Японии концерты с оркестром, если с ним не поедет Рудольф Баршай, мотивируя это тем, что играет только с двумя дирижерами — с Бенджамином Бриттеном и Рудольфом Баршаем.
Баршай работал в Лондоне, Мюнхене, Тель-Авиве, дирижировал Канадским симфоническим оркестром. Но где бы ни жил Рудольф Баршай, где бы ни работал, он активно пропагандировал русскую музыку XX века. Периодически приезжал в Россию и дирижировал симфоническими оркестрами в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2011 поду в России вышел документальный фильм «Нота» (режиссер Олег Дорман), посвященный талантливому российскому дирижеру и музыканту. Умер Рудольф Борисович Баршай в ноябре 2010 года в Базеле. Похоронен в Рамлинсбурге (Швейцария).
Цитаты:
- Музыка как явление — это движение души. Это душа выражает таким способом свои движения.
- Чем сильнее чувство собственного достоинства, тем, я заметил, скромнее человек.
- Великие композиторы ничего не сочиняют — смертный не способен сочинить подобного. Они слышат, и им хватает мастерства записать. Посредственные — да, те сочиняют, комбинируют.
- Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных. Да-да. Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнера, он не добьется хороших результатов в ансамбле. <…> Необходимо довериться интонации партнера, только тогда усилия каждого превратятся в музыку.
- Дирижером можно стать, если выполнишь два условия. Первое — не мешать оркестру. Это не многие умеют. Второе — когда научился не мешать, можешь попробовать помогать. Если удалось первое и второе — можешь руководить.
«Святая к музыке любовь» А. Брославская / Провинциальная газета/26 сентября 2017