Учитель истории лабинской средней школы N 30 (нынешняя СШ N 9), участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», «За трудовое отличие», «За доблестный труд». Собиратель архивов, материалов, документов, экспонатов по истории ст. Лабинской и Лабинского района. Его архивы и коллекции легли в основу фонда музея истории и краеведения г. Лабинска, открытия которого он добивался многие годы. Музей был открыт в сентября 1991 года и ему присвоено имя Ф. И. Моисеенко.
Хранитель Лабинской истории
Федор Иванович Моисеенко родился 5 июля 1912 года в станице Отрадной Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1931 году некоторое время проживал в Ереване, работая агентом по приему заказов на домовые печати. Затем переехал в станицу Михайловскую Курганинского района Краснодарского края. С того времени и началась педагогическая деятельность Федора Ивановича. В Михайловской начальной средней школе он стал преподавать историю и конституцию, проработав там с 1932-го по 1940-й год. В 1938-м Федор Иванович успешно окончил Армавирское педагогическое училище.
Летом 1940-го года Федор Иванович Моисеенко вместе со своей семьей переехал в станицу Лабинскую. Здесь он устроился на работу учителем истории в семилетнюю школу № 30. Через год началась война с немецко-фашистскими захватчиками. Как и у многих, она разделила жизнь Федора Ивановича на две половины: счастливую мирную и суровую фронтовую.
25 мая 1942 года прозвенел последний школьный звонок. Он коренным образом изменил жизнь не только мальчишек призывного возраста, но и многих учителей. Уже на следующий день Федор Иванович Моисеенко сменил свой гражданский костюм на военную форму. Теперь от ворот Лабинского военкомата его путь лежал в Краснодарское минометно-артиллерийское училище. В нем в течение года курсант Моисеенко проходил усиленную подготовку к фронтовым сражениям: посещал классные и тактические занятия, учился стрелять из минометов, командовать орудийными расчетами. Заканчивать обучение артиллерийскому делу Федору Ивановичу пришлось уже в городе Кушка Таджикской СССР, некогда самой южной окраины страны. Туда, с началом наступления частей Вермахта на Кубань, летом 1942 года, было эвакуировано Краснодарское минометно-артиллерийское училище. 1 июня 1943 года его выпускник, младший лейтенант Моисеенко был направлен в распоряжение командующего Волховским фронтом. Вчерашнему курсанту теперь предстояло испытать себя в настоящем боевом деле, применить все полученные знания и навыки в сражениях на подступах к Ленинграду. В тех местах он провоевал более полугода. В 5-м артиллерийском полку резерва офицерского состава Волховского фронта Федор Иванович командовал расчетами дальнобойных орудий, которые вели свой разрушительный огонь по немецким укрепленным позициям.
В начале февраля 1944 года лейтенант Моисеенко был переведен в 174-й минометный полк резерва Главного Командования Ленинградского фронта. Судьбой офицера-артиллериста теперь стали по-настоящему ожесточенные сражения. Об этом можно судить уже только потому, что соединения резерва советское командование всегда бросало на самый тяжелый и ответственный участок фронта. К тому же, 174-й минометный полк вошел в состав 2-й Ударной Армии, перед войсками которой стояла сложная задача по овладению стратегическим плацдармом на западном берегу реки Нарва. В тех местах проходила мощная линия немецкой обороны «Пантера», которая включала в себя несколько эшелонов траншей с дотами, дзотами, пулеметными гнездами, располагавшимися на расстоянии 30 – 60 метров друг от друга. Гитлеровцы считали ее «железным барьером», который большевикам никогда не удастся перейти. Несмотря ни на что, к середине февраля войска 2-й Ударной Армии поставленную перед ними задачу выполнили. Переправившись через реку Нарву, они смогли захватить и удержать часть вражеской территории южнее одноименного города. Кровопролитные бои за удержание и расширение Нарвского плацдарма продолжались почти семь месяцев. И все это время лейтенант Моисеенко принимал в них непосредственное участие, командуя огневым взводом 120 мм полковых минометов. 10 мая, сражаясь на плацдарме, Федор Иванович получил сильную контузию, но при этом боевой порядок 174-го минометного полка не покинул. Там же, в июле, он был ранен в обе руки и переносицу. При таком положении дел продолжать бой артиллерист уже не мог. С началом июльского наступления советских войск младший лейтенант Моисеенко был отправлен в Ленинград, где проходил лечение в городской больнице имени Мечникова.
Пройдя курс лечения, в ав густе 1944-го года Федор Иванович Моисеенко был направлен для дальнейшего прохождения службы в 330-й стрелковый полк 86-й стрелковой дивизии 116-го стрелкового корпуса 2-й Ударной Армии. В его составе лейтенант Моисеенко прошел военными дорогами 2-го Белорусского фронта. Победу встретил в Восточной Пруссии. За умелое командование, отвагу и участие в ожесточенных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками Федор Иванович награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».
Из рядов Советской Армии Федор Иванович Моисеенко был уволен в запас в звании лейтенанта 27 марта 1946 года. Вскоре приехал домой в станицу Лабинскую. С началом нового учебного года Федор Иванович вернулся к преподавательской деятельности в средней школе № 30.
Большое внимание Федор Иванович Моисеенко уделял военно-патриотическому воспитанию школьников. Он активно участвовал в организации памятных вечеров, классных часов и различных мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории Советской Армии и Флота. Неоднократно в стенах школы он проводил встречи учащихся с участниками Гражданской войны, фронтовиками Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. В период школьных каникул и выходные дни Федор Иванович вместе с другими учителями, членами краеведческого кружка и пионерскими отрядами совершал походы к местам боев и захоронений павших воинов. В ноябре 1966 года краеведы лабинской средней школы № 30 прошли свои первые туристические маршруты по боевым партизанским тропам. 25-26 мая 1967 года Ф.И. Моисеенко с группой школьников отправился к местам гибели бойцов Лабинского партизанского отряда, чтобы установить там памятники. В этом походе их сопровождали партизаны А.Г. Батаев, М.М. Мироманов, А.М. Шмойлова, В.Ф. Ефимов. Всего было установлено три обелиска на местах гибели А.Г. Турчанинова и Д.П. Селиверстова, И.Ф. Константинова и А.Г. Глущенко, Т.И. Шведова, Н.Г. Наливайко, М.И.Корякина и других бойцов.
Историко-краеведческой работой Федор Иванович Моисеенко по-настоящему стал заниматься с 1956 года. Связано это было с возникшей одновременно необходимостью создания городского музея, где бы хранились собранные поисковиками исторические материалы. Правда, сегодня имеются свидетельства и о том, что еще, начиная с 1949-го года, Ф.И. Моисеенко со своими учениками выезжал на места археологических раскопок, которые велись на территории Лабинского района. В 1966 – 67-м в поисковой работе было задействовано около 300 школьников. В результате Ф.И. Моисеенко вместе со своими учениками собрал богатый музейный материал: археологические находки, предметы кубанского быта, реликвии времен Гражданской и Великой Отечественной войн, старинные монеты, документы и другие письменные свидетельства. Большая научно-поисковая работа была проведена по изучению истории Лабинского партизанского отряда: исследованы боевые операции, собраны фотографии, записаны воспоминания и составлены биографии бойцов. Совместно с инициативной группой лабинских партизан ребята составили боевые списки отряда, выявили погибших, отыскали живых. Собранные юными краеведами материалы оформлялись на школьных стендах, вкладывались в альбомы.
С выходом на пенсию в августе 1972 года Федор Иванович Моисеенко с большим усердием принялся за главное дело своей жизни. С вопросом о необходимости организации городского музея он постоянно выступал на общественных собраниях, конференциях, митингах. По данной проблеме писал статьи и заметки в газетах «Ленинское Знамя» и «Комсомолец Кубани». На протяжении многих лет добивался у местных властей предоставления здания под музей. Результатом кропотливой работы подвижника стало открытие в сентябре 1978 года первого в Лабинске народного музея. На протяжении долгого времени он находился в здании клуба комбината «Лабводиндустрия», расположенного на окраине города.
Несмотря на положительные моменты, народный музей имел ряд недостатков. Он располагался на верхнем этаже здания. Трех выделенных в нем комнат не хватало для размещения около полутора тысяч экспонатов. Народный музей не имел какой-либо охраны, в результате чего некоторые реликвии и историко-культурные ценности бесследно исчезли. Для посетителей он также был неудобен, так как находился на окраине города. Да и статус музея сам говорил за себя. Он был именно народным, а не муниципальным, зарегистрированным. Все это заставило Ф.И. Моисеенко вести дальше работу по созданию историко-краеведческого музея: добиваться выделения здания, проведения в нем ремонта, официальной регистрации учреждения и своевременного открытия. И Федор Иванович с достоинством ее выполнял, не смотря на возраст и плохое здоровье. Тем не менее, Ф.И. Моисеенко добился того, что в мае 1989 года ему были вручены ключи от здания в центре города на углу улиц Советской и Красной, в котором ранее располагались райфинотдел и районная инспекция Госстраха. С этого события и началась работа по формированию облика будущего музея, подготовке к открытию.
Мечта всей жизни Федора Ивановича Моисеенко воплотилась 14 сентября 1991 года. В этот день Лабинский историко-краеведческий музей впервые распахнул свои двери для посетителей. В 1993 году Федор Иванович ушел из жизни. Тогда же его имя было присвоено городскому музею.
Евгений Виноградов