Надточиев Николай Фёдорович

член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников

Если мы остановимся возле памятника основателям, первым поселенцам и строителям станицы Лабинской, который венчает фигура Ангела-хранителя с крестом в руках и взглянем направо, то увидим районную администрацию с развевающимися над ней флагами России, Краснодарского края и Лабинского района. Если взглянем налево, увидим здание торгового дома с фигурой бога торговли Меркурия вверху. Таким образом мы наблюдаем сразу три основных символа земли Лабинской: флаг – символ российской государственности,  Ангел-хранитель – символ духовной силы и Меркурий – символ экономического процветания.  Почти каждый коренной лабинец знает, что два из этих трёх лабинских символов – Ангел и Меркурий — созданы руками одного человека – Николая Фёдоровича Надточиева, скульптора, члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников.

Надточиев Николай Фёдорович родился 5 сентября 1952 года в станице Владимирской Лабинского района. Рос он в учительской семье: мать, Вера Алексеевна – учитель химии и биологии, а отец, Фёдор Данилович – начальных классов. Родители растили двоих детей: его и старшего брата Александра. Когда Коле исполнилось 8 лет, отец, участник Великой Отечественной, тяжело заболел, и все заботы о воспитании сыновей легли на плечи матери.

С ранних лет Коля проявлял интерес к окружающей его красоте природного мира. Мог долгое время рассматривать очертания цветка, восхищаться формой небесных облаков, цветовой гаммой закатного неба, любоваться пластикой движений скачущей лошади. Возникало желание всё это запечатлеть в форме рисунка на бумаге, но рядом не было никого, кто бы подсказал, как это делается. В станичной школе отсутствовал учитель-специалист и поэтому рисование и черчение, не преподавались должным образом.

После школы служил в армии. И тут парню с нереализованным творческим потенциалом повезло: встретил талантливого художника, Валерия Щербуха, окончившего Краснодарское художественное училище. По распоряжению командования части Валерий совмещал прохождение воинской службы с выполнением работ по оформлению зданий и помещений воинской части. Николай, увидев, как сослуживец умело управляется с кистью, красками, оказался, буквально, заворожён тайной творческого преображения внешнего мира в произведения искусства разных форм. Николай стал помогать Валерию в свободное время и, всё схватывая буквально на лету, освоил азы рисования, живописи, чеканки по металлу. Эти знания помогли ему после армии успешно поступить на художественно-графический факультет Кубанского университета в Краснодаре.

Учился в университете на вечернем отделении с 1973 по 1979 годы. Днём работал, чтобы не слишком обременять свою маму, тратившую силы и средства на лечение отца. Работал сначала оформителем в магазине «Элетрон» на улице Мира, а затем в рекламно-художественном комбинате и скульптурном цехе художественного фонда Краевого отделения Союза художников РСФСР. Довелось потрудиться рука об руку с известными кубанскими скульпторами: Александром Алексеевичем Аполлоновым, Владимиром Андреевичем Ждановым, Олегом Александровичем Коломойцевым (все трое получили звания Заслуженный художник Российской Федерации), Аланом Корнаевым, Григорием Павловичем Деревянко.

Дипломным проектом, который защитил Николай Надточиев, заканчивая университет, стал бронзовый барельеф Героя Советского Союза Кабанова Владимира Егоровича, во время Великой Отечественной – лётчика-штурмовика и бомбардировщика. Когда его создавал, перед глазами стояла судьба отца – бойца Великой Отечественной, оставившего своё здоровье на полях сражений…

В 1982 году Николай Надточиев переезжает по семейным обстоятельствам в родную станицу Владимирскую. Работает художником в местном Доме культуры.

В 1984 году по просьбе парторга колхоза «Путь Ильича» А.В. Неженца проводит реставрацию памятника станичникам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Вырезая фамилии на мраморных досках, видит буквально перед глазами семьи мужественных воинов, скорбит о безвременно ушедших из жизни земляках…

С 1994 года преподаёт рисунок, живопись, композицию, историю искусств и скульптуру во Владимирском филиале Вознесенской школы искусств. Сотни юных станичников обрели благодаря этим занятиям возможность отражать красоту окружающего мира в своих работах, прославляя природу, историю и культуру родной Лабинской земли.

В 1997 году Николай Федорович переезжает в Лабинск и начинает преподавать в Детской школе искусств. Преподаёт те же дисциплины, что и в Вознесенской школе искусств. Работал так успешно, что в 2000 году назначается заведующим художественным отделом и начинает учить юных лабинцев лепке и декоративно-прикладному искусству (класс скульптуры). Наталья Пасько, заместитель директора Лабинской детской школы искусств в статье «Влюблённые в искусство» («Провинциальная газета» № 159, стр. 3 от 03.10.2001 г.) называет его человеком, «внёсшим свежую струю в учебный процесс и поднявшим школу на новую ступеньку развития», а класс скульптуры, который он ведёт — «одним из самых посещаемых не только непосредственными учениками, но и учащимися всей школы, преподавателями». Автор статьи далее утверждает, что «тут, действительно, всегда есть на что посмотреть — оригинальные, серьёзные, юмористические, коллективные, индивидуальные эксклюзивные творческие работы – украшение любых, как школьных, так и городских, краевых выставок». Ученики Николая Фёдоровича постоянно занимали призовые места в краевых выставках-конкурсах детского творчества. Так в 2001 году коллективная работа учеников Надточиева «Домик» на 27-й выставке-конкурсе в г. Краснодаре была удостоена диплома 1-й степени («Провинциальная газета» № 138 — 139, стр. 5 от 31.08.2001 г.).

В 2000 году, узнав, что в Лабинске появился талантливый скульптор, к нему обращается директор Лабинского торгового дома Шебзухов Шамсутдин Аюбович. По его просьбе Николай Фёдорович изготавливает и устанавливает над зданием торгового дома фигуру бога коммерции Меркурия. С того времени и по настоящий день эта фигура является одним из символов Лабинского района, успешно развивающегося по промышленным и коммерческим показателям в предгорной зоне Краснодарского края.

В 2002 году проводилась реконструкция площади Победа в г. Лабинске. Администрация Лабинского района обратилась к Надточиеву с просьбой исполнить барельефы с изображением звёзд героев войны и труда в обрамлении дубовых листьев. Работа была выполнена в гипсе быстро и на высоком уровне мастерства. Во время следующей реконструкции рисунок барельефов, созданных Николаем Фёдоровичем был сохранён, только исполнен в более долговечном граните.

В 2006 году, перед празднованием 165-летия установления российской государственности на Лабинской земле, по замыслу главы Лабинского района Александра Александровича Садчикова, архитектором Светланой Игоревной Дрейманис планировалась реконструкция центральной площади Родина города Лабинска. Н.Ф. Надточиева попросили изготовить металлический шпиль и фигуру Ангела-хранителя с крестом в руках, венчающие памятник основателям, первым поселенцам и строителям станицы Лабинской. С тех пор этот мастерски выполненный Ангел-хранитель является символом духовного самостояния земли Лабинской, её крепости и стойкости перед лицом различных исторических испытаний. Недаром его изображение помещено на гербе г. Лабинска. Впоследствии оно было использовано экспертным советом при главе администрации Краснодарского края по приоритетным направлениям книгоиздания в качестве оформления обложки и форзаца книги: Кубанская библиотека: сборник. – Краснодар: Периодика Кубани Т. 7 Кубанские писатели – детям. – 2010 г.

Таким образом, педагогическую деятельность Николай Фёдорович стал совмещать с трудом скульптора-практика. Тогда у него и возникла мысль целиком  направить свой творческий потенциал на эстетическое украшение лица родного Лабинского района и его административного центра – г. Лабинска. Педагогическая деятельность занимала не только рабочее время, но и львиную долю свободного. И он решает уволиться из Детской школы искусств и посвятить всего себя созданию скульптурных композиций, барельефов, других арт-объектов, прославляющих историю, культуру, природу родного Лабинского района. Надо отметить, что при этом не отказался от возможности консультировать любознательных лабинцев (и подростков, и зрелых людей), желающих соприкоснуться с миром искусства, попробовать себя в роли творца, создающего пусть самодеятельные и непрофессиональные, но столь милые сердцу украшения родного дома, двора, прилегающей территории населённых пунктов Лабинского района.

В 2012 году по просьбе А.И. Шахматова, генерального директора санатория «Лаба», Николай Фёдорович создаёт монументальную работу «Хлеб-соль», изображающую казака и казачку, на фоне надписи «Город-курорт», гостеприимно протягивающих каравай на рушнике каждому гостю, въезжающему в город со стороны Курганинска. Эта работа сразу же стала визитной карточкой не только г. Лабинска, но и всего Лабинского района. Её изображение помещено на этикетках бутылок с минеральной водой «Лабинская», продаваемых далеко за пределами не только Лабинского района, но и Краснодарского края. На территории санатория «Лаба» также размещены три работы мастера: «Дракон» в закрытом бассейне (2006 г.), «Казаки-картёжники» (1999 г.) и «Попрошайка» (2002 г.) в курортном парке. Неизменно они привлекают внимание отдыхающих, гостей Лабинского района, создавая весёлую атмосферу беззаботного отдыха.

В 2013 году создаёт в станице Владимирской памятник заслуженному земляку – Курилкову Николаю Романовичу, председателю колхоза «Путь Ильича».

Ещё одно из направлений художественной деятельности Н.Ф. Надточиева – организация и проведение скульптурных симпозиумов на базе экологической усадьбы «Моя Лаба» в станице Каладжинской. Уже в течение 4-х лет с 2016 по 2019 годы у самого берега красавицы Лабы собираются известные скульпторы из разных уголков нашей России-матушки. Здесь они делятся своими наработками, обмениваются опытом и выполняют авторские или совместные скульптурные композиции, арт-объекты, обустраивая территорию экологической усадьбы и Цветочной долины близ станицы Каладжинской. В Цветочной долине размещены три работы Н.Ф. Надточиева: «Казачий дозор» (2018 г.), «Чабан» и «Подсолнушки» (2019 г.). На территории экологической усадьбы «Моя Лаба» — «Лаба», «Лошадка» (2016 г.) и «Весна» (2017 г.). Наличие высокохудожественных скульптурных произведений привлекает многочисленных туристов на территорию Лабинского района, содействует его развитию, как культурно-оздоровительного центра.

Творчество Н.Ф. Надточиева известно и далеко за пределами нашего района. Город Абинск Краснодарского края украшает скульптура, изображающая апостола Андрея Первозванного (2011 г.), а город Шахты Ростовской области – композиция «Проповедь» (2015 г.).

И по настоящее время Николай Фёдорович продолжает труд скульптора-практика, создавая и реставрируя творческие работы, прославляющие родной Лабинский район.

Scroll to top