Лабинская (Новая) линия

История возникновения первых станиц Лабинского района восходит к концу 30-х годов Х1Х в., когда в огне Кавказской войны в отрогах Северо-Западного Кавказа на реке Лабе была основана Лабинская линия пограничных укреплений. Линией раньше называли границу,  разделяющую смежные области, владения, участки, являющиеся пределом какой-либо территории. 

 Предпосылки возникновения  Новой линии

В начале ХIХ века Грузия, чуть позже Азербайджан и Восточная Армения добровольно вошли в состав Российской империи. Вновь присоединенные территории оказались оторванными от центра. Естественной преградой стали земли Северного Кавказа: Чечня, Дагестан, Северо-Западный Кавказ. Кроме того, Северный Кавказ являлся источником постоянной военной и политической нестабильности в регионе и вооруженных конфликтов. Чтобы обеспечить безопасность своих рубежей Россией в 1817 году была начата почти полувековая война за замирение Северного Кавказа.

К 1833 году была прочно занята и освоена территория  по правому берегу Кубани и начато продвижение за Кубань в районе рек Лаба, Уруп, Белая.  Руководивший военными операциями полковник Засс в течение двух лет совершил большое количество набегов на адыгейские аулы. В этих операциях участвовало  до 1,5 тысяч пехоты и 800 казаков.

До 1840 г. укрепления и посты по рекам Урупу, Чамлыку, Окарту, Тегеням и Большому Зеленчуку по своей разбросанности и незначительности гарнизона приносили мало пользы. Поэтому оставался актуальным вопрос об образовании новой линии или вдоль реки Лабы или вдоль реки Белой.

Осенью 1837 года император Николай I совершал поездку по Закавказью. Его очень волновала ситуация с затянувшейся Кавказской войной, продолжавшейся уже 20 лет. На совещании, которое государь проводил в Ставрополе, был предложен план генерала Г.Х. Засса об учреждении Новой кордонной линии на Лабе. Он предложил перенести кордонную линию с Кубани на Лабу, устроить на Лабе три укрепления, пространство между ними обеспечить казачьими станицами от 150 до 220 семейств.

 «Укрепление – это камень, брошенный в поле, — говорили на Кавказе, — дождь и ветер уничтожают его; станица – это растение, которое вживается в землю корнями и понемногу застилает и охватывает поле».

Устраивая новые станицы, командование предусматривало, прежде всего,  тактическое значение места, а не удобства для жителей.  Для станиц выбирались возвышения, которые огораживались рвом и земляным валом. Места этих укреплений сохранились и сейчас.

История в лицах.

Григорий Христофорович Засс (29.04.1797- 4.12.1883 гг.)

Происходил из древнего вестфальского баронского рода, представители которого в ХV веке переселились в Прибалтику. В возрасте 16 лет юноша избрал военную карьеру и поступил на службу юнкером в Гродненский гусарский полк. Начало его известности относится ко времени командования Моздокским линейным казачьим полком, который прошел всю Чечню и часть Дагестана. С этого времени начинается настоящая боевая деятельность Г.Х. Засса на Кавказе, стяжавшая ему славу в рядах Кавказской армии и грозную репутацию среди горцев.

— Принятая мною с самого начала командования система наступательной войны, необходима была, по мнению моему, со стороны Лабинского кордона. Только следуя ей, мы могли воздержать и на будущее время мирных горцев от измены, непокорных от частых вторжений в наши границы, — считал он.

Г.Х. Засс прекрасно изучил Кавказ, знал обычаи и военные приемы горцев, умело использовал природно-географические условия при ведении боевых операций, разрабатывая которые, всегда прибегал к двум излюбленным приемам – тщательной разведке и упреждающим действиям.

«Если же поселить четыре станицы на линии сообщений, — указывал Г.Х. Засс, — и именно: первую — на Урупе при Ново-Георгиевском укреплении; вторую — на Чамлыке при Ново-Донском укреплении; третью — на этой же речке, там, где ныне строится пост на прямом сообщении Прочноокопской крепости с Махошевским укреплением, и четвертую — при укреплении у Махошевской просеки, то эти станицы, находясь на открытой плоскости Закубанья, во взаимной связи между собою пред­ставят твердый оплот против хищнических предприятий неприятеля и совершенно упрочат сообщения наши, что весьма полезно и необходи­мо». (А.К. Басханов, М.К. Басханов, Н.Д. Егоров. Линейцы — очерки по истории Лабинской и Лабинского отдела Кубанской области. – Никосия, 1996.  — С. 47)

Основной упор при заселении новой линии Г.Х. Засс предполагал сделать на линейных казаков. В октябре 1839 г. проект удостоился высочайшего утверждения. В январе 1840 г. генерал-майор Г.Х. Засс был назначен начальником правого фланга Кавказской линии, и тогда же было положено начало устройства Лабинской линии. Он с увлечением предался новой деятельности – устройству станиц: из разрушителя горских аулов стал строителем казачьих поселений.

На возведение новой Лабинской линии в 1840 г. правительство выделило сумму в 8000 рублей. Лабинская линия, протяженностью 190 верст, проходила от Ахмет-горы до впадения реки Лабы в Кубань.

Для решения масштабной задачи был сформирован Лабинский отряд. Ему предстояло устроить беспрепятственное сообщение между Старой и Новой линиями с помощью системы укреплений, постов, дорог и мостов. Всю эту трудную работу под начальством Г.Х. Засса должны были провести пять батальонов пехоты, 1500 линейных казаков и две сотни милиционеров. С ними на Лабу выдвинулись дополнительно четыре сотни Хоперского казачьего полка, шесть пеших и шесть конных орудий. Весну, лето и начало осени, не жалея сил отряд выполнял работы по воплощению задуманного в жизнь.

Так началось заселение Новой линии: прорубались просеки, прокладывались дороги, строились военные укрепления и сторожевые сигнальные вышки между ними.  Первое укрепление на будущей Лабинской линии – Арджинское, на реке Арджин – переименованное Николаем I в честь завоевателя в Зассовское, было заложено уже в 1839 г. К концу 1840 года на Лабе возникла Лабинская кордонная линия с группой совершенно устроенных укреплений: Зассовским, Махошевским и Темиргоевским. Сообщение с Кубанью дополнительно обеспечивали укрепления Ново-Донское на Чамлыке и Ново-Георгиевское на Урупе. Между крепостями устанавливались на возвышенных местах сторожевые сигнальные вышки и укрепленные казачьи посты в виде небольших квадратных крепостей.

“Крестный отец” станиц Лабинской линии

Впервые мысль о создании Лабинской линии высказал еще великий А.В. Суворов. Потом задумку полководца уточнил в 1820 годах знаменитый наместник Кавказа А.П. Ермолов. А талантливый командующий войсками Кавказской линии А.А.Вельяминов (с помощью начальника Правого фланга Г.Х. Засса) предпринял первые шаги для осуществления этого плана. Но полностью претворить в жизнь  важный военно-политический  замысел довелось уже следующему начальнику Кавказской линии П.Х. Граббе в 1838-42 годах. Более того, именно Павел Христофорович является “крестным отцом” станиц Лабинской линии, ибо он дал названия станицам Лабинской, Чамлыкской, Вознесенской и Урупской. Об этом свидетельствует рапорт командира Кавказского корпуса Головина от 7 октября 1841 года, в котором он сообщает военному министру Чернышеву: “Согласно с мнением генерал-адьютанта П.Х. Граббе я подтверждаю наименование сих четырех станиц, по урочищам, где избраны для них места. . .”

Scroll to top